Инфоурок
› Биология ›Презентации›Презентация по биологии «Вывихи, растяжения, переломы. Первая помощь» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Вывих, растяжение, перелом. Первая помощь.
2 слайд
Описание слайда:
Что такое вывихи, ушибы и переломы? Вывихи, растяжения, ушибы и разрывы, при которых повреждаются мышцы и суставы — это травмы, характерные для людей, занимающихся спортом. Однако травму можно получить и во время отдыха.
3 слайд
Описание слайда:
Вывихи. Вывих — это нарушение целостности сустава со взаимным смещением суставных концов костей. Обычно вывих сопровождается разрывом суставной капсулы и связок, иногда повреждением кровеносных сосудов, нервов и кожи. Наиболее часто встречается вывих плечевого сустава.
4 слайд
Описание слайда:
Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменения формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.
5 слайд
Описание слайда:
Первая помощь. Вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.
6 слайд
Описание слайда:
При оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце. Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.
7 слайд
Описание слайда:
Растяжение. Растяжение — повреждение связок сустава, в результате их перерастяжения. Это одна из самых распространенных травм спортсменов. Во время травмы чаще всего повреждаются суставные мышцы, сухожилия и связки. При растяжении происходит разрыв подкожной клетчатки, нередко повреждается также чувствительная суставная капсула. Причина растяжения — насильственное движение в суставе. Растяжению могут подвергаться связки любого сустава, но чаще всего травмируются связки верхних и нижних конечностей. Особенно часто встречается растяжение связок предплюсне-плюсневого, коленного и лучезапястного суставов.
8 слайд
Описание слайда:
Основные симптомы растяжения связок это сильная боль в области сустава. Часто бывает так, что сразу после травмы пострадавший не чувствует боли и может совершать движения в поврежденном суставе.
9 слайд
Описание слайда:
Первая помощь. С целью обездвижения сустава наложить тугую повязку на область травмированного сустава. При подозрении на разрыв связок надо наложить шину из подручных средств. Чтобы уменьшить боль и отек, на место растяжения связок на первые два часа надо положить пузырь со льдом или полотенце, смоченное холодной водой. При появлении кровоподтеков необходимо придать конечности возвышенное положение, чтобы предупредить нарастание отека околосуставных тканей
10 слайд
Описание слайда:
Переломы. Перелом — нарушение целостности кости при внезапном воздействии травмирующей силы, превосходящей упругость костной ткани и приложенной непосредственно вместе повреждения или вдали от него.
11 слайд
Описание слайда:
При переломе человек испытывает сильную боль, появляется припухлость в месте перелома, или если перелом полный и закрытый, то конечность свободно двигается или слышен «хруст» обломков кости.
12 слайд
Описание слайда:
Первая помощь. В первую очередь необходимо обеспечить покой пострадавшему. Далее следует наложить на открытую рану стерильную марлевую повязку или чистое полотенце. Если у пострадавшего сильное кровотечение, то сначала его нужно остановить с помощью тугой повязки. А так же нужно наложить шину, обеспечив покой и уменьшив боль. Вызывайте скорую помощь, или самостоятельно везите пострадавшего в медпункт, там сделают рентгеновский снимок и, конечно, окажут всю необходимую помощь.
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-069383
Вам будут интересны эти курсы:
3. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы
Резкие неосторожные движения, падения, удары могут привести к повреждениям костей и суставов.
Закрытые травмы, в результате которых повреждаются мягкие ткани и появляются отёки или гематомы (синяки), называют ушибами. Это наиболее распространённый вид бытовых травм.
Сильные ушибы могут привести к повреждению внутренних органов: печени, селезёнки, почек.
Опасные последствия могут быть при ушибе головы. При сильном ушибе может произойти сотрясение мозга. Если у человека появляется рвота, он теряет сознание, то его нужно немедленно на носилках доставить к врачу.
Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов
У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.
При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.
Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. Нужно также зафиксировать место растяжения тугой повязкой.
Резкие, неосторожные движения могут привести к вывиху. При вывихе нарушается расположение костей в суставе — головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой.
Вывих сопровождается сильной болью, сустав отекает. Может появиться синяк.
На травмированный сустав для уменьшения боли нужно наложить холодный компресс и тугую повязку. Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.
При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей. Чаще происходят переломы костей конечностей.
Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым. Если в результате перелома нарушается целостность кожи и мягких тканей, то говорят об открытом переломе.
Если перелом открытый, то сначала останавливают кровотечение и защищают рану стерильной повязкой, иначе внутрь организма могут попасть болезнетворные бактерии.
При переломе костей руки или ноги накладывают шину. В качестве шины можно использовать куски фанеры, картона, трубки и т. д. Шина накладывается так, чтобы она захватывала суставы выше и ниже места перелома. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.
Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.
При переломе рёбер нет возможности наложить шину. Пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.
При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.
При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.
Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.
Открытый урок по биологии «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».
Биология 8 класс Дата: 04.12.2015г.
Тема: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».
Цели урока.
Обучающие: дать представление о видах травм системы опоры и движения, , научиться различать повреждения суставов костей и растяжение связок, научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей;
Развивающие: развивать навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;
Воспитательные: воспитывать ответственность и неравнодушие за жизнь и здоровье окружающих.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование. Учебник биологии 8 класс, проектор, компьютер, презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»; шины медицинские, бинты, эластичный бинт, подручные средства (платок, шарф, ремень или пояс, доски различной длины).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится!
II. Актуализация знаний.
На доске показан слайд (фото из к/ф «Бриллиантовая рука», врача, падающих людей), далее просмотр видеофрагмента «гололед в Костанае».
— Как вы думаете, с чем связаны все эти фрагменты? Как вы считаете какая тема нашего сегодняшнего урока?
Ответы детей.
Озвучивается тема урока, записи в тетради.
— Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждение одной из важнейших систем нашего организма. Назовите какой? Ответы уч-ся (опорно-двигательная система).
— А какая главная часть ОДС? (скелет)
— Так давайте мы сейчас с вами вспомним составные части скелета.
Раздаются листочки, на которых изображен скелет, необходимо подписать его части. Работа делится на 2 варианта. (2 мин.) Далее обменяйтесь листочками и проверьте опираясь на параграф учебника друг друга. (1 мин.) За каждый правильный ответ 1 балл. Свои баллы занесите в лист самооценивания.
III. Изучение нового материала.
В начале урока учащиеся разделены на 3 группы.
— Сегодня ребята вы будете медицинскими экспертами.
1 группа- эксперты по переломам костей.
2 группа- эксперты по вывихам суставов.
3 группа- эксперты по растяжениям связок.
На столах лежат опорные листы-памятки, у каждой группы свой лист, с ответствующей травмой. Внимательно изучите их. (1-2 мин.)
На доске выведен также слайд с определениями травм. Далее просмотр презентации «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». (5 мин.) ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия. Травмы бывают, химические, психические, механические.
— Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Учащиеся перечисляют виды травм: это ушибы, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.
РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость. Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов. Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц. Возникают при неловких движениях, ушибах.
Первая помощь-
-
наложение тугой повязки
-
создать суставу покой
-
Холод
Ситуации при которых могут быть растяжения. Как избежать.
ВЫВИХ-это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений.
Виды вывихов:
-
вывих плечевого сустава
-
Вывих локтевого сустава
-
Вывих голеностопного сустава
Ни в коем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок. Вправлять сустав может только врач.
Оказание первой помощи:
-
покой суставу
-
Мягкая давящая повязка
-
Косыночная повязка
-
Холод
ПЕРЕЛОМ- это повреждение костей.
Бывают открытые и закрытые.
Могут быть простые без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Простой перелом — это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков.
— Чем вызваны переломы?
Не прямым воздействием
При падении на руку приводит к перелому ключицы.
Прямым воздействием
Прямой удар в грудь — перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.
Оказание первой помощи:
1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки. Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг.
При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах:
1. Остановить кровотечение с помощью давящей повязки.
2. Защитить рану от инфицирования, предупредить возможность дальнейшего травмирования.
3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела (т.е. наложить шину или любой прикладной материал, либо зафиксировать прямо к здоровой ноге (руку к туловищу), обездвижив в двух суставах по обе стороны от повреждения). Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
4. Пострадавшего по необходимости транспортировать в травмпункт.
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный.
ПРИЧИНЫ:
-
повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника -ушиб головы или перелом конечностей. При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
-
Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
-
Принебрежение правилами техники безопасности.
ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
1. На ваших столах лежат конверты с симптомами и способами помощи при травмах, они находятся вперемешку. Найдите правильные симптомы и помощь, опираясь на вашу памятку и параграф 24 учебника, каждая группа к своей травме и прикрепите их к доске. От группы выходит 1 представитель и защищает свой проект. (2-3 мин.) Максимальное количество баллов 5. Все правильно- 5 баллов. Неверно 2-3 утверждения- 4 балла. Неверно 4-6 утверждений- 3 балла. Запись баллов в лист самооценивания. Приложение 1.
2.Сейчас я вам раздам карточки для следующего задания. На карточках написаны разные ситуации. Вы должны их проанализировать и поставить диагноз. Работа на время, кто быстрее. Каждую ситуацию выходят защищать разные представители из групп. За каждую правильный диагноз 5 баллов. (4-5 мин.) Запись баллов в лист самооценивания. Приложение 2.
3.На отдельном столе лежат различные предметы: шарф, платок, медиц.повязка для поддерживания руки, шины, бинты, эластичный бинт, булавка, палки, пояс или ремень.
Ребята сейчас я вам раздам различный виды травм, относящиеся к вашей группе. Вы должны будете разделиться по парам и оказать первую помощь пострадавшему из подручных средств, находящихся на столе. Пара, которая выполнит задание правильно, быстро и аккуратно получает 10 баллов. Если задание немного выполнено с опоздание и нет претензий к оказанной помощи — 8 баллов. Если повязка сидит не правильно и задание выполнено не аккуратно- 4 балла.
Запись баллов в лист самооценивания. Приложение 3.
IV. Подведение итогов.
4.И последнее задание на сегодня. Выберите верные утверждения.
Если вы согласны с утверждением — ставите цифру 1, если не согласны — 0. (Индивидуальная работа в тетрадях.)
1. Перелом — это выход суставной головки из суставной впадины. (0.)
2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи. (0.)
3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений — признаки перелома. (1.)
4. Наложение холода и тугой повязки — это первая помощь при растяжении связок. (1.)
5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу. (0). (2 мин.)
Оценки:
— 5 правильных ответов — «5»;
— 4 правильных ответа — «4»;
— 3 правильных ответа — «3».
Учитель предлагает провести самооценку.
Выставление оценок в оценочные листы.
Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами научились выявлять различные травмы опорно-двигательной системы, оказывать первую доврачебную помощь при этих травмах. Подробнее узнали что такое перелом, вывих и растяжение. В нашем районе среди детей наиболее распространен бытовой, уличный, школьный травматизм. Травмы происходят из-за повышенной двигательной активности: вы бегаете, прыгаете, но при этом толкаетесь, ставите подножки. Самая главная причина травматизма — пренебрежение правилами техники безопасности. Количество травм возрастает в зимний и летний периоды. Скоро зимние каникулы — ребята будьте очень осторожны и бдительны.
V. Рефлексия.
И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
По типу незаконченное предложение:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я почувствовал(а), что…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
я попробую…
Напишите свои впечатления на листочках.
VII. Домашнее задание.
Обязательное — § 24
По желанию на выбор:
-
Составить кроссворд по пройденному разделу ОДС
-
Составить тест (5-7 вопросов) по теме ОДС
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.
Приложение 1.
№
Вид
повреждения скелета
Признаки
Первая помощь
1
Растяжение суставных связок
Припухлость;
Сильная боль;
Поврежденный сустав охладить;
Через 15-20 минут сустав туго забинтовать;
Пострадавшего доставить в медицинское учреждение.
Анальгин
Как спадет припухлость, можно прикладывать теплые компрессы для ускорения процесса заживления
2
Вывихи суставов
Головка одной кости частично или полностью выходит из суставной впадины другой кости;
Острая боль.
Припухлость;
Нередко кровоизлияние
Холод
Покой
Анальгин
Немедленная доставка пострадавшего в медицинское учреждение
3
Переломы костей
А) открытые
Б) закрытые
Повреждена кость, мышца и кожа;
Кровотечение;
Боль
повреждена кость и мышцы, но целостность кожного покрова не нарушена;
боль;
подкожное кровотечение;
Стерильная повязка на рану;
Давящая ватно-марлевая повязка для прекращения кровотечения;
На поврежденную конечность наложить шину;
Анальгин
Немедленная доставка пострадавшего в медицинское учреждение
На поврежденную конечность наложить шину;
Анальгин
Доставить в медицинское учреждение
Приложение 2.
1 группа.
Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
2 группа.
Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.
Ситуация 2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.
3 группа.
Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.
Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.
Приложение 3.
1 группа.
-
Перелом плечевой кости.
-
Перелом голени.
2 группа.
-
Вывих голеностопного сустава.
-
Вывих плечевого сустава.
3 группа.
-
Растяжение связок локтевого сустава.
-
Растяжение связок запястья.
Литература:
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
- ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
- https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-vivihi-rastyazheniya-perelomi-pervaya-pomosch-klass-1491429.html.
- https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/opora-i-dvizhenie-16074/prichiny-i-preduprezhdenie-narushenii-oporno-dvigatelnoi-sistemy-16077/re-d798e746-6d63-47ad-8b39-dd2fe017f98f.
- https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-biologii-pervaya-pomosch-pri-rastyazhenii-svyazok-vivihah-sustavov-perelomah-kostey-732616.html.
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).